РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ПАЛЬЦЕВ РУК
Исследования института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используются следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук.
- Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками
2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплексы гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
3. Игры и действия с игрушками и предметами:
-раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.;
-нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;
-пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков;
-игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.
4. Изобразительная деятельность
Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения при выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ,
СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ И
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как при неполноценном восприятии фонем, без четкого их различения невозможно их правильное произношение.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков уже усвоенных детьми до звуков, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Параллельно, с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
В процессе логопедических занятий ребенок прежде всего должен приобрести умение контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап- узнавание неречевых звуков;
2 этап- различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
3 этап- различение слов, близких по звуковому составу;
4 этап- дифференциация слогов;
5 этап- дифференциация фонем;
6 этап- развитие навыков элементарного звукового анализа